Ежегодно 10 сентября Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) проводит Всемирный день предотвращения самоубийств с целью снижения уровня суицидов и суицидальных попыток (самоповреждений).
Профилактика суицидального поведения учащейся молодежи представляет собой одну из важнейших задач общества, осуществление которой возможно только при интеграции усилий множества ведомств в единую превентивную стратегию.
Подростковый и юношеский возраст является наиболее суицидально опасным. Современная молодежь иногда не в состоянии найти позитивный смысл своей жизни в силу отсутствия жизненного опыта, особо остро переживает как любые проблемные ситуации (неразделенная любовь; конфликты с друзьями, родителями; трудности в колледже и др.), так и тяжелые кризисы (смерть близких, развод, финансовые потери, уголовная ответственность, значительное снижение социального статуса, тяжелые конфликты и др.), которые могут являться пусковыми факторами суицидального поведения. Мир высоких технологий, порождающий большое количество неудовлетворенных потребностей, а также ряд неустойчивых психических состояний, вносит деструктивное начало в жизнь учащихся.
В профилактике суицидального поведения несовершеннолетних приоритетным является своевременное выявление факторов суицидальных действий учащихся. Важными признаками, на которые необходимо обращать внимание педагогическим работникам и законным представителям обучающихся:
- необычные высказывания (размышления об обесценивании жизни, суицидальные фантазии и мысли и др.);
- необычное поведение (уход в себя, замкнутость, склонность к уединению, наличие суицидальных угроз прямых и (или) косвенных);
- признаки прощания (раздача долгов, значимых личных вещей);
- изменение привычек (человек перестает уделять время и внимание своим хобби, перестает ухаживать за собой);
- подготовка или наличие средств суицида (накопление или закупка лекарственных средств, сильнодействующих, ядовитых и химических веществ и др.).
При планировании работы в данном направлении будет проведен с 10.09 по 10.10 месячник по профилактике суицидального поведения, который будет включать следующие мероприятия:
№ п/п | Мероприятие | Сроки проведения | Ответственные |
1. | Отражение информации о проведении Месячника на сайте колледжа и в социальных сетях | с 09.09.2024 по 04.10.2024 | методист, инженер-программист |
2. | Проведение диагностических мероприятий по профилактике суицидального риска несовершеннолетних
(по востребованию) |
сентябрь | педагог социальный, педагог-психолог |
3. | Игровые занятия с элементами тренинга:
«Жизненные ценности»; «Мой выбор – жить с позитивом»; «Учимся позитивному мышлению»; «Конфликты: способы конструктивного разрешения» |
сентябрь | кураторы, педагог социальный, педагог-психолог |
4. | Демонстрация видеороликов для учащихся по пропаганде ценности жизни (фойе 1 этажа) | каждую среду в течение сентября | педагог-организатор, педагог социальный |
5. | Проведение информационных часов
«Секреты позитивного общения», «В поисках хорошего настроения», «Поговорим о поддержке» |
по вторникам в течение сентября | руководство учебных групп |
6. | Разработка и распространение информационно-просветительских материалов для классных руководителей и родителей. Оформление стендов | до 15.09 | педагог социальный, педагог-психолог |
7. | Мониторинг социальных сетей с целью выявления обучающихся, подверженных депрессивному, суицидальному настроению | постоянно | руководство учебных групп |
8. | Консультирование:
«Твой выбор - ЗОЖ»; «Мой выбор – жизнь с позитивом»; «Как управлять своими эмоциями»; «Секреты позитивного общения»; «Улыбнись жизни»; «В паутине социальных сетей»; «Мы выбираем жизнь»; «Приёмы снятия психоэмоционального напряжения»; «Безвыходных ситуаций не бывает» |
В течение месяца | педагог-психолог, педагог социальный |
9. | Оформление интерактивно-информационных стендов «Закончи предложение»:
«Сегодняшний день для меня принесет…»; «Жизнь – это…» |
10.09-12.09 | руководство учебных групп, педагог-психолог |
10. | Тренинги:
«В поисках хорошего настроения»; «Искусство позитивного мышления», «Жизнь одна» |
каждый четверг в течение сентября | руководство учебных групп, педагог социальный, педагог-психолог |
11. | Книжные выставки, обзоры литературы:
«Жизнь – это чудо!»; «Береги свое здоровье и жизнь» |
09.09-19.09
23.09 – 04.10 |
библиотекарь |
12. | Размещение на сайте колледжа информации для родителей на темы: «Конфликтные ситуации в детско-родительских отношениях», «Как научиться понимать и принимать подростка?», «Психологические особенности подростков» | сентябрь | методист, инженер-программист |
13. | Цикл психологических бесед для педагогов:
«Причины подросткового суицида. Профилактика»; «Подростковый суицид: мифы и реальность»; «Профилактика школьных конфликтов» «Роль педагогов в оказании помощи подросткам в кризисных ситуациях» |
по пятницам в течение сентября | педагог социальный, педагог-психолог |
14. | Консультации для законных представителей:
«О детско-родительских отношениях»; «Поощрения и наказания ребенка в семье»; «Что делать, если ребенок сквернословит»; «Как настроить ребенка на успех» |
по понедельникам в течение сентября | педагог социальный, педагог-психолог |
15. | Дни здоровья «Я выбираю ЗОЖ» | 11.09
25.09 |
руководитель физвоспитания |
16. | Конкурс рисунка на асфальте «В защиту жизни» | 02.10 | педагог-психолог, воспитатели |